• 8 (499) 709-87-75
  •           8 (495) 772-35-91 Отдел продаж
  •           Часы работы: Пн-Пт 10:00-19:00
  • info@legionkkt.ru
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков
0

Результаты эксперимента правительства с онлайн кассами.

/ 14 апреля 2015 0 комментариев

В середине марта Максим Решетников, глава департамента экономической политики Москвы, признался, что изначально не верил в успех эксперимента, полагая, что технологии дадут сбой, однако «коллеги на федеральном уровне» показали хороший результат, технологии работают исправно.

Идея передавать данные касс в налоговые в режиме онлайн принадлежит Минфину. Ведомство уже к лету 2016 хотело перевести весь бизнес на новую систему. Минэкономразвития, однако, настояло на необходимости проведения эксперимента.

Целью эксперимента было в первую очередь проверить, насколько технически возможно реализовать онлайн-обмен кассовыми данными с налоговиками. В эксперименте участвовали четыре региона (Москва, Московская область, Татарстан и Калужская область), на добровольной основе предприниматели могли проверить экономическую выгоду подобного подхода. Эксперимент длился с 1 августа 2014 по 1 марта 2014 года и был организован Федеральной налоговой службой (ФНС).

В результате эксперимента были выявлены недостатки подобного подхода и, не смотря на то, что система работала исправно, тиражировать подход не стали. В докладе ФНС отмечено, что защита данных в ходе проведения эксперимента была слабая, а затраты на внедрение новых технологий окажутся выше чем рассчитывали налоговики.

Реакция ФСБ

Основной акцент организаторы эксперимента делают на существенной экономии предпринимателей на кассовых аппаратах и их обслуживании. По приблизительной оценке промежуточных итогов эксперимента октября 2014 года переход на онлайн-обмен кассовыми данными позволит экономить на каждом аппарате до 13 тыс. руб. в год. В масштабах страны экономия составит 32 млрд. руб.

По оценкам ФНС бизнес ежегодно тратит на одну кассу 17 тыс. 800 руб. Переход на новую систе-му позволит экономить за счет отсутствия необходимости присутствия электронной защитной ленты (ЭКЛЗ) в аппарате, а также обязательного технического обслуживания. Кассовые аппараты можно было бы заменить на планшеты и мобильные телефоны с установленным специальным ПО.

В итоговом докладе оценки налоговиков более сдержаны. Новый подход «возможно обеспечит сокращение затрат». По данным доклада только на доработку кассового аппарата уйдет от 6000 руб., еще от 1819 до 5296 руб. ежегодно будут стоить услуги дата-центров по передаче данных в налоговые органы. Также необходимо будет заплатить за защиту информации и доступ кассы к Интернету.

Федеральный чиновник, входящий в межведомственную рабочую группу по эксперименту утверждает что затраты на связь это меньшее, чего стоит опасаться предпринимателям. Наиболее острый вопрос – защита информации. В связи с тем что защита должна быть согласована с ФСБ, ее стоимость будет в первую очередь зависеть от требований федеральной службы. Неизвестно какой уровень защиты будет запрошен, как часто необходимо будет покупать новое ПО, обслуживать его и обновлять.

ФНС выдвинула предложение не сильно шифровать передачу данных, рассказывает другой федеральный чиновник, а ФСБ все же рекомендует максимальную защиту.

Именно ФСБ курирует разработку и применение ЭКЛЗ. По данным анализа, проведенного Федеральной антимонопольной службой (ФАС), основным производителем ЭКЛЗ является ООО «Безант» и в 2008-2010 годах эта организация занимала 97% рынка ЭКЛЗ. Начальник управления ФАС Нелли Галимханова подтвердила, что компания сохраняет доминирующее положение на рынке ЭКЛЗ.

Исходя из анализа данных, полученных в ходе эксперимента, совсем отказаться от ЭКЛЗ не получится возможно, увеличат срок их использования на несколько лет. Это связано в первую очередь с тем что необходимо страховочный элемент на случай сбоя связи между кассой и налоговой. Производитель кассовой техники также утверждает, что проблемы со связью неизбежны.

Исполнительный директор «Опоры России» и член межведомственной рабочей группы по эксперименту Андрей Шубин отмечает, что кроме проблем со связью увеличивается риск изменения данных или передачи их конкурентам в связи с промежуточными звеньями в виде дата-центров.

Президент РСПП Александр Шохин в отзыве на проект доклада ФНС также отмечает необходимость обеспечить конфиденциальность передаваемой информации. «Значит, защита будет стоить дороже», - резюмирует федеральный чиновник. Но это не окончательный пункт расходов.

Эксперимент ФНС в цифрах

1147 компаний из четырех регионов приняли участие в эксперименте, в том числе «Азбука вкуса», «Дикси», «М.Видео», «Снежная Королева», «Спортмастер», «МегаФон-ритейл», «Метро Кэш энд Керри» и магазины сетей Х5 Retail Group

6 месяцев составила продолжительность эксперимента

3239 единиц контрольно-кассовой техники было подключено к системе электронной передачи данных

Данные о 18,37 млн чеков получили в итоге налоговые органы

Свыше 13,97 млрд руб. составил оборот средств, прошедших через участвовавшую в эксперименте контрольно-кассовую технику

17,8 тыс. руб. в год составляют в среднем затраты на обслуживание контрольно-кассовой техники

2,5 млн единиц контрольно-кассовой техники зарегистрировано на данный момент в России

Источник: отчет ФНС о результатах эксперимента

Простота

Вслед за падением рубля подорожает ПО и услуги дата-центров, затраты оценивались еще в прошлом году, практически все оборудование импортное.

Производитель кассовых аппаратов рассказывает, что валютная составляющая в цене оборудования 40%. Затраты перейдут из составляющей в виде ЭКЛЗ и кассовых аппаратов в расходы на организацию связи, сборов дата-центров и дополнительных услуг, рассуждает он, «то на то и выйдет».

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян заявляет, что «изначальные оценки затрат оказались сверх оптимистичными», большой экономии не будет. Однако предприниматели в целом довольны результатами эксперимента, система в целом рабочая, не смотря на не очевидный экономический эффект.

Представитель «Дикси» Екатерина Куманина утверждает что необходимо сделать акцент не столько на экономический эффект, сколько на административное упрощение процесса передачи данных в налоговые органы. В эксперименте приняли участие около 350 кассовых терминалов сети «Дикси» в Москве и Московской области.

Потенциально проект компании интересен, подтверждает представитель Х5 Retail Group. Технология сокращает количество контрольных проверок и упрощает взаимодействие государства и бизнеса, одобряет Шохин. Основной плюс в том, что не надо будет ежегодно перерегистрировать кассовые аппараты в налоговой и покупать ЭКЛЗ, говорит Шубин.

Основатель и член совета директоров компании Life-pay (производитель мобильных решений для онлайн-касс) Вячеслав Семенчук признает, что решение не подходит для тех, кто хочет экономить на обслуживании. Скорее это решение для инновационного бизнеса, ведь смартфон дает больший функционал и позволяет в режиме реального времени отслеживать всю информацию о складе, операциях и клиенте, реально быть более эффективным даже мелкому бизнесу.

Экономия эксперимента

По результатам эксперимента отдельным участникам удалось снизить расходы на кассовые аппараты. У «М.Видео» экономия достигла 7000 руб. на кассу. Клиенты Сбербанка, которые использовали его «бизнес-планшет» (453 представителя малого бизнеса и ИП), расходы на кассовый аппарат и вовсе составили 3000 руб.

Бесспорно, в выигрыше от нововведения остаются производители ПО и операторы дата-центров, считает производитель кассовых аппаратов, остальным придётся подстраиваться. Но главным бенефициаром нового режима может стать бюджет.

Решение за властями

По данным доклада ФНС в течении последних лет стабильно в результате более 50% проверок кассовых аппаратов налоговые органы выявляют нарушения. Каждый второй случай – «рецидив», что не удивительно, схему как «скрутить» показания ЭКЛЗ можно найти даже в интернете.

Именно нежелание раскрыть реальную выручку послужило одним из поводов для отказа от участия в эксперименте, говорилось в докладе. Отказом ответили 1196 компаний (28% от всех, кому было предложено участие в эксперименте), еще 1652 не ответили на запрос (39% соответственно).

В результате анализа показателей 50 выборочно взятых компаний, фНС пришла к выводу, что их доходы растут «без учета общего роста выручки по сравнению с прошлым годом». Из доклада ФНС также следует, что стимулом к легализации стало понимание, что налоговый орган видит транзакции в онлайн-режиме.

Региональные власти так же остались довольны результатами проведенного эксперимента и просят его продлить, рассказывает федеральный чиновник. В виде налогов в региональные бюджеты поступает 18% прибыли компаний (еще 2% в федеральный).

Окончательное решение о дальнейшей судьбе эксперимента будет принимать правительство. Отчет ФНС изучается, говорит представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова. Опыт безусловно является положительным, но в ходе эксперимента были выявлены определенные технические нюансы, связанные с информационной безопасностью, которые требуют дополнительной проработки. Для устранения спорных моментов и окончательной наладки процесса ФНС предлагает продлить эксперимент.

Представитель Минэкономразвития в выводах сдержана: «мы поддерживаем продление эксперимента в случае, если это поможет улучшить работу системы в будущем». Представитель государственной системы отмечает, что распространение практики на всю страну требует особой аккуратности и последовательности, существуют регионы, для которых внедрение результатов эксперимента повлечет технические сложности и замедлит скорый переход на новую систему. Для переходного периода необходимо существование обеих систем, считает представитель Минэкономразвития, решение об окончательном выборе способа контроля налоговых органов должно оставаться за предпринимателем. В настоящее время идет анализ результатов эксперимента, представитель Шувалова заверяет, что окончательная оценка будет дана в ближайшее время.

Данилов-Данильян призывает запускать новую систему в регионах с широким доступом к интер-нету. Шохин считает, что переход должен быть поэтапным, однако требования – обязательными для всех налогоплательщиков, во избежание возникновения условий неравной конкуренции. В перспективе переход на онлайн-обмен данными неизбежен, заключает представитель «Азбуки вкуса».

Комментарии

Написать комментарий

Вверх